Самое большое здание дореволюционной России — детский дом
До 8 тысяч человек жили и работали в Московском императорском воспитательном доме в XIX веке. Он был заложен в 1764 как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников.
В России традиционно заботу о сиротах брала на себя церковь. Воспитательный дом хотели построить на идеях просвещения, разделяя стремление просветителей и Екатерины II воспитать «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, полезных для государства. Предполагалось через воспитание таких детей создать третье сословие — среднее между привилегированным и податным; причём было определено, что «все дети и их потомство на вечное время вольные».
Для строительства Воспитательного дома была организована кампания с открытой подписка; Екатерина II передала в фонд 100 тысяч рублей единовременно и подписалась на ежегодные отчисления в 50 тысяч. Примером щедрого пожертвования Екатерина II заставила участвовать в его постройке и содержании многих своих сановников и богатых дворян. Здание стало самым крупным в дореволюционной Москве — расположено на набережной Москвы-реки рядом с Кремлем.
В Дом предусматривалось принимать детей от каждого с одним вопросом, крещён ли и какое дано имя. Детей можно было приносить приходским священникам, в богадельни и монастыри, откуда они должны были пересылаться в воспитательный дом, где за труд доставки за каждого принесённого младенца платилось два рубля. Таким образом предполагалось бороться с фактами бросания на произвол судьбы или убийства матерями своих незаконнорожденных детей, что после петровских реформ стало ощутимой социальной проблемой. Часто детей в Дом отдавали родственники после смерти родителей. То есть это были не незаконнорожденные дети, а сироты. К тому же крестьянки и солдатки несли своих детей к дверям воспитательного дома, поскольку воспитанникам была обещана недосягаемая иначе вольность.
В день закладки в ещё не построенный Воспитательный дом принесли 19 младенцев; первые двое, названные в честь высочайших покровителей Екатериной и Павлом, вскоре умерли. Детская смертность была очень высокой: из 40 669 младенцев, принятых в 1764—1797 годах, умерли 35 309.
С самого основания в воспитательном доме заработал «секретный» родильный госпиталь: дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание за годовую плату в три рубля и обещание вернуть детей в Дом к трем годам «буде живы останутся». В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно. С 6 лет дети обучались письменности и основам ремёсел. Самые одаренные могли продолжить обучение в Университете или Академиях — их были единицы. Большинству после обучения полагалась только одежда, один рубль денег, и паспорт свободного человека.
К концу XVIII века в Доме содержалось 1000–1500 детей, на которых приходилось 270 служителей — надзирателей, докторов, экономов, дядек, нянек, кормилиц и работников на кухне. Екатерина II была недовольна как нравственным, так и физическим развитием детей. Они были «худы, неловки, непонятливы, угрюмы». Современники отмечали скудные условия содержания детей, невовлеченность сотрудников в их судьбы. До 20-летнего возраста из 100 детей доживало 10—13 питомцев.
Дом управлялся Опекунским советом и финансировался частными пожертвованиями и налогами — четвертью сбора с “публичных позорищ” и особым налогом на клеймение карт. Все игральные карты, продаваемые в России, облагались налогом и с 1819 до 1917 Воспитательный дом обладал монополией на их производство. С историей Воспитательно дома связано много коррупционных историй и злоупотреблений — для попечителей и сотрудников он стал коммерческим предприятием.
Подопечные Воспитательного дома не оставили заметного следа в обществе. Еще Мария Федоровна писала: «Ученые, литераторы, художники, ремесленники, купцы и банкиры, которых Дом в своем уставе обещает государству, не явились до сих пор, хотя заведение существует уже 30 лет». Проект Просвещения использовать незаконнорожденных младенцев как ресурс, чтобы создать путем воспитания «новую породу людей» и исправить, улучшить общество, не удался, а явил обществу чудовищную картину гибели тысяч детей и мрачные эпизоды низменного человеческого поведения, порожденного или паразитировавшего на этом эксперименте.
После революции 1917 года приют был ликвидирован, а здания Воспитательного дома заняты профсоюзными учреждениями. Одновременно тут располагались Дом охраны младенца и Институт акушерства, которые в 1922 году были объединены в Институт педиатрии, ставшим впоследствии НИИ педиатрии, находившийся здесь до 1962 года.
Последние 8 лет здание пустует. В 2021 началась его реконструкция, по слухам в здании будет гостиница.
Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников
Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов