«Гарри Поттер»: сиротство, семья, привязанность. Лекция Людмилы Петрановской
Книга о Гарри Поттере — это не просто история о мальчике, который выжил, эта книга во многом о сиротстве.
Образующая конструкция романа — судьба трех сирот: Гарри Поттера, Тома Реддла (Волдеморт) и Принца Полукровки (Северус Снейп). Мы рассмотрим именно эту триаду, хотя, конечно, сирот, в том или ином смысле, в книге значительно больше. Это и Невилл Долгопупс, и Сириус Блэк, и Дамблдор, и Полумна Лавгуд, и Тедди Люпин и многие, многие другие.
Вы наверняка знакомы с теорией привязанности — концептуальной основой работы ИРСУ по семейному устройству.
Джон Боулби, объясняя свою теорию привязанности, говорит о том, что мозг ребенка непрерывно анализирует тот совокупный опыт, который ребенок получает при общении со значимыми взрослыми, и качество контакта с ними. В результате те способы, которые качество контакта улучшают — закрепляются и остаются в поведении ребенка, а те, которые качество контакта ухудшают, — отбрасываются. Таким образом у ребенка вырабатывается устойчивая стратегия проявления себя в отношениях.
Выделяются 4 стратегии привязанности:
- Надежная — стратегия, при которой я могу быть автономным, самостоятельным, но люблю быть в отношениях, хочу быть в отношениях, расстраиваюсь в разлуке, при воссоединении испытываю радость и восстанавливаюсь, утешаюсь.
- Тревожно-амбивалентная — мне непереносим любой груз привязанности, я все время боюсь, что привязанности что-то угрожает, что мне не хватит внимания, что отношение близкого ко мне ненадежно. Я постоянно предъявляю повышенные требования к вниманию, все время работаю над привязанностью, потому что я не верю, что привязанность мне положена просто так.
- Избегающая — я понимаю, что лучше мне свои потребности в привязанности не демонстрировать, лучше рассчитывать только на себя и не напрягать близкого своими чувствами и желаниями, потому что ничего хорошего из этого не выйдет. Я буду или очень послушным и очень удобным, или замкнутым.
- Дезорганизованная / дезориентированная — логика стратегии не до конца понятна или она достаточно патологическая.
Посмотрим под призмой привязанности, как справляются главные герои со своими травмами.
Гарри Поттер
У Гарри были любящие родители, которых он потерял в очень раннем возрасте. Однако многие стратегии надежной привязанности им были схвачены в младенчестве, и он успел получить хорошую базу.
Попав в семью опекунов, он оказался в среде, которая не приняла его. Приемные родители оказывали систематическое психологическое насилие. И в поведении Гарри начала проявляться стратегия избегающей привязанности: он был вынужден стать автономным, ничего не ждать от взрослых.
Чаще всего Гарри рассматривает обращение за помощью к взрослым как самое последнее средство. До встречи с Сириусом Блэком он в принципе не воспринимает взрослых как источник возможной помощи.
Типичная реакция Гарри на конфликт, потерю, горе — уход в изоляцию, дистанцирование, избегание контакта, самостоятельное решение проблем, погружение в себя.
При этом мы видим, что он способен создавать новые прочные социальные связи именно благодаря тому, что до момента смерти родителей у него успела сформироваться привязанность. Она оберегает Гарри, дает ему огромный ресурс, базовое доверие к миру, тайную опору.
Однако Гарри, тем не менее, уязвим перед депрессией (дементорами). Она — частый спутник стратегии избегания обращения за помощью.
Северус Снейп
Формально Северус не сирота, у него есть родители, но его можно назвать социальным сиротой. В его семье присутствовало серьезное домашнее насилие, крайняя степень заброшенности и нищеты. А с момента отъезда в Хогвартс психологически он стал настоящим сиротой.
Сын отца-алкоголика и депрессивной матери, Северус попал при рождении в “конфликт лояльности”, который заставляет его метаться между жалостью к матери и страхом перед отцом. Всю жизнь он находится в “растяжке” между сильными фигурами, пытается на себе удержать напряжение антагонистов. Это характерная стратегия для детей, выросших в подобных условиях. Ребенку очень сложно преодолеть амбивалентность, а это преодоление является одной из важных задач нормального психического развития. Она много раз проявляется в его поступках, например, когда Джеймс Поттер сначала унижает его, а позже спасает. Северус не может, не умеет синтезировать эти две ситуации в одну общую картинку.
То, что, с его точки зрения, является предательством, пережить и простить он не может. Он постоянно находится между двумя полюсами, и это развивает в нем невероятное самообладание, умение не пускать других в свою голову, выносливость, способность прятать свою уязвимость, сочетание сверхчувствительности с внешней неуязвимостью.
Том Реддл (Волдеморт)
Том стал сиротой в момент рождения, а это подразумевает тотальную депривацию. Он воспитывается в казенном доме, получает институциональное воспитание. Опыт депривации — это переживание витального ужаса: никто не придет, никто не спасет. Все это не позволило Тому сформировать хоть какую-то привязанность.
В эмоционально-психологическом смысле Том является незаконнорожденным, так как брак его родителей был построен на обмане и насилии: мать опоила отца любовным зельем, заставив таким образом жениться на себе.
С одной стороны, у Тома имеется благородное происхождение, с другой — тяжелая психопатическая наследственность.
Неудивительно, что из своего детского опыта он выносит непреодолимый и непереносимый страх смерти. Любовь близких, тепло объятий, которые обычно помогают справиться с этим страхом, — это то, чего он лишен с рождения.
Стратегию Тома, связанную с привязанностью, можно назвать дезорганизованной привязанностью. Он демонстрирует очень неблагополучные паттерны привязанности: болезненную привязанность в юности, фиксацию на предметах, а не людях, бредовые идеи мести и величия. Его стратегия звучит так: “Мне не нужна любовь, мне нужна власть”.
Крестраж можно считать метафорой диссоциации. Несчастное страдающее существо внутри — это живая часть, которая не получала ни заботы, ни внимания, и так и осталась в состоянии брошенного младенца, и даже сам взрослый Том не бросил на него ни одного теплого взгляда.
Апофеоз разрушения всех связей — убийство Томом всех оставшихся в живых родственников, после чего происходит окончательное и безвозвратное расщепление.
Личность Тома характеризуют такие качества, как склонность к насилию, манипулированию, признаки “черной триады”, нарциссические проявления, безжалостность.
“Даже не самая лучшая семья лучше, чем отсутствующая семья“
В семье проблемной, не заботящейся вырастает тяжелый невротик (Северуса). В ситуации же полного отсутствия семьи и полной депривации мы получаем нарушения психотического типа (Том Реддл).
При этом хорошая семья — это не какая-то идеальная, образцовая семья. Например, в семье Уизли полно проблем, но, когда необходимо, они стоят друг за друга горой.
Необязательно кровный родитель должен быть фигурой привязанности, это может быть крестный, друг, преподаватель.
Очень важная тема в книге, на которую стоит обратить внимание — проблема тайны усыновления. Приемные родители Гарри скрывают от него правду о его кровных родителях. Но если ребенок не знает ничего о своей кровной семье, или не знает важную часть своей истории, то какие-то вещи могут стать для него неожиданностью и даже напугать, например, сходство с кровными родителями, он может оказаться к ним не готов и беззащитен перед ними.
И еще один важный момент — “замещающий ребенок”. В своей работе в ИРСУ мы всегда делаем акцент на том, что новый ребенок, приемный ребенок, ни в коем случае не должен оказаться в роли замещающего, не должен прийти на место кровного ребенка. Примеры подобного замещения — Невилл, замещающий для бабушки сына и не могущий с ним сравниться, и Рон, мать которого хотела родить дочь.
Конспект: Алина Пушкарская
Редактор: Мария Каменская
Видеолекция: «Гарри Поттер как антология социального сиротства»
Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников
Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов