Почему ИРСУ нужна помощь?
Как работает помощь?
ИРСУ является проектом, не просто напрямую помогающим детям-сиротам, а создающим условия для преодоления массового сиротства как такового. Наша задача – подготовка и переподготовка специалистов по семейному устройству, создание инфраструктуры этой новой сферы и распространение технологий работы.
Это не столь очевидное «причинение добра», как покупка игрушек или компьютеров в детский дом, поддержка ИРСУ требует от помогающего вникнуть в нашу деятельность, разобраться, на что пойдут его деньги. Мы называем ИРСУ проектом пятого-шестого уровня благотворительности, в нашем можно прочитать, что это значит.
Давайте посчитаем. Обучение на базовом курсе, например, «Профилактика социального сиротства и работа с семьей в кризисе» одного специалиста будет стоить примерно 24 тыс. рублей (сюда входят оплата тренера, координатор, аренда зала, расходные материалы, налоги).
В процессе обучения специалисту не просто расскажут — помогут прочувствовать до глубины души, что испытывает ребенок, насильственно разлучаемый с родителями, почему ему может быть лучше дома, где бедно и грязновато, чем в детском доме, где кружки, компьютеры и праздники от шефов. Помогут научиться разговаривать с семьей не тоном прокурора, строить с ней сотрудничество. Научиться различать случаи, когда ребенка и правда надо спасать, от случаев, когда «спасение» является по сути жестоким обращением и наносит ребенку непоправимый вред. Помогут осознать собственные стереотипы и «слепые места», сменить угол зрения, расставить для самого себя приоритеты, освоить новые способы профессионального действия.
Или другой пример: тренинг по теме «Привязанность в жизни ребенка и травмы привязанности». Длительность 2 дня, стоимость примерно 5 тыс для одного специалиста. На этом тренинге участникам становится понятно, что значат для ребенка отношения со своими родителями, как отражается на нем разлучение с ними, почему дети из детского дома кажутся «не такими», почему с ними трудно в семье и в школе, и как можно им помочь.
Так вот, представим себе самую низкую эффективность такого обучения. Низкая мотивация участника, усталость, не понравился тренер, мало ли что. Предствим себе, что человек вынес из занятий совсем мало. Настолько мало, что лишь ОДИН РАЗ за все годы своей последующей работы он примет решение и будет действовать с учетом услышанного. ДРУГОЕ решение, не такое, как принял бы без обучения.
Только один раз не заберет ребенка из семьи без необходимости. Не отмахнется от кандидатов в приемные родители, которые пришли некстати и «непонятно, зачем им это нужно». Пойдет навстречу родственникам, которые хотят взять осиротевшего ребенка, но у них подкачало здоровье или материальное положение. Поговорит с беспомощной мамочкой так, что после разговора ей захочется не напиться, а взять себя в руки.
Поможет потенциальным приемным родителям наладить контакт с недоверчивым ребенком, а не просто констатирует «Ну видите, он к вам не хочет». Расскажет на ШПР не про то, как избежать «генов», и что брать можно только маленьких, а про реальных детей, которым нужна семья, и они просто дети. Словом, сделает что-то, из-за чего ТОЛЬКО ОДИН ребенок не попадет в учреждение или побыстрее его покинет.
Стоимость содержания в учреждении ОДНОГО ребенка в течение ОДНОГО месяца — от 45 до 70 тыс. руб, в зависимости от ребенка, типа учреждения и региона. Умножьте на годы. Добавьте все то, что надо будет затратить на не готового к нормальной жизни ребенка потом: пособия, льготы, тубдиспансеры, а то и тюрьмы, содержание в детдомах его собственных детей, которых он не сможет растить.
Какова подлинная стоимость ДРУГОГО решения?
Теперь снова вспомним цифры стоимости обучения. Много ли примеров подобной эффективности вложений можно назвать?
Можно сравнить стоимость переобучения специалистов и с «привычной» благотворительностью: закупкой в детдома ковров и телевизоров, на которых и перед которыми дети проводят годы в скуке и праздности, и потом не могут толком ни учиться. ни работать. Или праздники, после которых дети играют в футбол конфетами «от шефов»
Конечно, помогая нам, вы не сможете сразу и напрямую «увидеть радость в детских глазах». Не сможете сфотографироваться рядом с «благодарными сиротами», сжимающими в руках подарки. Но мы верим, что в стране уже появились люди, способные видеть проблему шире и глубже, и готовые лечить не симптом, а саму болезнь. И они действительно есть, нас уже понимают и поддерживают. Присоединяйтесь!
На что пойдут ваши деньги?
Мы с самого начала создавали ИРСУ как принципиально недорогой проект, без больших штатов, офиса и любых расходов, без которых можно обойтись. Мы стараемся зарабатывать сами, получать гранты, но чтобы организация сводила концы с концами, поддержка все же нужна.
Прежде всего, мы хотели бы оставить бесплатными услуги для приемных родителей, не потому, что у них у всех нет денег, а потому, что, по нашему убеждению, они уже делают важную работу не только для самих себя, но и для общества в целом, и, по справедливости, имеют право на ответную благодарность.
Собственно организационные расходы: аренда постоянного помещения в Москве, оплата хотя бы нескольких штатных сотрудников, покупка необходимого оборудования тоже требуют денег, включать эти расходы в стоимость обучения не хотелось бы. чтобы его не удорожать чрезмерно.
При этом, выйдя на «проектную мощность», мы рассчитываем производить тысячи «других решений» в год. Именно это мы считаем основным «продуктом» нашей работы — другие решения, другие действия и слова специалистов.
Мы хотим, чтобы все, поддерживающие нас, чувствовали себя не просто дарителями, а нашими партнерами. Поэтому мы подробно рассказываем о проекте в социальных сетях и всегда готовы ответить на ваши вопросы, обсудить предложения.
Мы рассматриваем ваши пожертвования как ваш вклад в наше общее важное дело, как инвестиции в проект, который мы делаем вместе с вами, в другие решения и другие судьбы для наших детей
Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников
Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов