Дети в детских домах — (пока) не корень проблемы
Дети в детских домах — это симптом проблемы, не ее корень. Корень в том, что взрослые не могут построить достаточно надежную сеть взаимопомощи, в которой каждый ребенок будет жить и воспитываться в семье, кровной или приемной.
Разобрать всех детей из детских домов — не такая уж сложная задача, если бы ситуация была зафиксирована. Но поскольку жизнь течет и меняется, это задача со звездочкой. Как в детских задачках про бассейн: есть труба, по которой вода из бассейна вытекает, есть труба, по которой вода в бассейн втекает. Ежегодно несколько тысяч детей устраиваются в замещающие семьи, но одновременно в отношении нескольких тысяч детей принимается решение о помещении их в учреждения — впервые или повторно.
Что влияет на детское неблагополучие в стране? С одной стороны, конечно и прежде всего, социальная и экономическая обстановка. К детскому неблагополучию приводит неблагополучие взрослых. Ослабленные родители оставляют своих детей или не могут о них позаботиться. С другой стороны, это качество подготовки и взаимодействия специалистов, которые сталкиваются с кризисным детством. Будет ли семье в кризисе оказана помощь и поддержка? Будет ли и каким образом ребенок отобран из семьи? Каким будет пребывание ребенка в учреждении? Будет ли ребенок передан в замещающую семью? Какие содействие и помощь принимающей семье будут оказаны?
Мы не так много можем повлиять на первое (ситуацию в стране). Но мы довольно существенно можем повлиять на второе (подготовку специалистов). Чем больше будет наращиваться компетенция помогающих специалистов, тем больше будет благополучно разрешенных ситуаций. В отдельных конкретных кейсах точно.
На это направлен “Всеобуч” — образовательных проект ИРСУ для помогающих специалистов сферы кризисного детства. В марте “Всеобуч” начал новые потоки сразу в 4 регионах — в Тыве, в Приморском крае, в Архангельской области, в Удмуртии. (Так чтобы сразу одновременно в 4 регионах — с нами такое впервые). Шесть групп начали обучение по нашей тренинговой программе, многие уже с обученными региональными тренерами. В каждой группе более 20 специалистов — сотрудников опек, детских учреждений, учителей, психологов, приемных родителей.
Магии от того, что мы делаем, не происходит. Отношение к теме кризисного детства и алгоритмы (или их отсутствие) работы формировались годами, невозможно удариться оземь и враз стать другим обществом. Но тренеры “Всеобуча” отмечают, что медленное накопление экспертизы и более гуманистическое отношение к травмированным детям — своего рода плодородный слой на безжизненной земле — происходит. Чуть-чуть меняется фокус, оптика. Чуть-чуть легчает тем, кто и так хорошо работает. Чуть-чуть больше возникает уверенности и доверия себе у чутких не выгоревших специалистов. Чуть-чуть (а часто не чуть-чуть) наращивается человеческое общение между структурами и организациями.
Это медленная долгая кропотливая работа. Те, кто сталкивался с длительной личной психотерапией, могу соотнестись с этим процессом: долго и медленно, но часто единственный путь для исцеления. В некотором роде работа Всеобуча — как длительная психотерапия для сообществ специалистов на конкретных территориях. Происходит медленное накопление перемен, перерастающее в повышение качества жизни.
Для нас важно, что Всеобуч проходит на территориях очно и через отношения, что это живое. Это отмечают и участники: требований учиться специалистам бесконечное число — но часто курсы и семинары проносятся на высокой скорости, онлайн, нередко формальны, по бумажке, часто вроде и звучат логично, но оказываются далеки от лохматой и нерегламентированной реальности. Возможность учиться очно, включенно, с вниманием к актуальным потребностям и вопросам специалистов встречается не так часто.
Обычно в работе специалиста нет готового решения и алгоритмов. Их нужно выдумывать, потому что семьи разные, ситуации разные, разный контекст. Залогом успеха в решении типичных кейсов и особенно кейсов сложных становится навык учитывать контекст и все вводные, навык грамотно ставить вопросы и выдвигать гипотезы, возможность советоваться и супервизироваться, доверие между специалистами, человеческое отношение и грамотное понимание “инетерсов детей”. Это и тренирует “Всеобуч”.
Часто мы не можем сказать, что конкретно правильно сделать в конкретной ситуации. Потому что никто не может. Потому что не всегда есть “правильно”. Но мы можем быть рядом, тренировать объемное понимание ситуации при проблематизации, помогать специалистам стяжать более субъектную позицию в работе.
Дети в детских домах — это симптом проблемы, не ее корень. Но через несколько лет дети станут взрослыми. Если мы, как общество и специалисты, не сможем о них позаботиться, пока они дети, это станет уже не симптомом, а корнем новых проблем. Вот почему то, что мы делаем сейчас, так важно.
Марина Иванова
Удачи слушателям Всеобуча. Многим еще предстоит второй и третий блоки программы в апреле и мае.
Хотим подчеркнуть, что в 2023 году на реализацию проекта “Всеобуч”, пожалуй, самой значимой нашей программы в долгосрочной перспективе, мы не получили никакого государственного или грантового финансирования. Но программа продолжается. Спасибо всем, кто нас поддерживает пожертвованиями.
Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников
Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов