Впечатление нормальностью. Нормальность там, где нормальных нет
Недавно я разговаривала с юношей, который осиротел сразу после совершеннолетия. Его детство было сложным, даже трагичным — родители не справлялись с жизнью и причинили ему много страданий. Но он супергерой и справился. Недавно его родители умерли, он остался один в квартире и самоотверженно пытается собрать себя по кусочкам. Вступил в наследство, сделал ремонт, нашел работу, набрал немного вес.
Среди прочего он купил себе кровать и хороший матрас. Это первая кровать в его жизни. Он впервые спал в своей, чистой и удобной кровати. Настолько это было необычно, что стало темой для разговора. Было неуютно. Он не мог уснуть. Забился калачиком в угол у стенки и заплакал — хотя головой было понятно, что все хорошо, вот она целая его кровать в спокойной его квартире, а ужасы уже позади. Сейчас, несколько месяцев спустя, он уже привык. Но та первая ночь произвела на него сильное впечатление. Впечатление нормальностью. Что такое бывает, что так можно было.
Потихоньку он привыкает есть нормальную еду и три раза в день. Купил себе удобную одежду. Вечером ходит гулять в парк. Первый раз съездил в туристическую поездку с друзьями на выходные. И вот недавно даже влюбился. Непривычно, но потихоньку получается.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ НОРМАЛЬНОСТЬЮ — СИЛЬНЕЙШЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ
В этой истории нет ничего особенного для тех, кто всегда спал в своей постели. Но для тех, кто жил в ненормальных обстоятельствах, каждое такое впечатление нормальностью — это как будто начать ходить после паралича, слышать после глухоты, видеть после врожденной слепоты. Хотя ходить, слышать и видеть — это в целом нормальность.
Что-то внутри нас знает, что нормально, а что нет. Нормально, когда люди не голодают. Когда не боятся. Когда дома тихо и спокойно. Когда можно строить планы. Ходить на работу. Иметь свой дом. Ужинать с семьей и друзьями. Не прятаться и не убегать. Когда есть информация и предсказуемость, безопасность и помощь. Когда люди с тобой честны и можно быть честным самому. Когда можно говорить, смеяться, гулять, петь песни и читать книжки.
Только потеряв или не имея нормального, люди обнаруживают, что это огромный труд создавать и удерживать нормальность. Особенно в ненормальных обстоятельствах. Это как пропалывать сорняки, которые все лезут и лезут. Как вытирать пыль, чистить зубы, заниматься спортом и не тратить больше, чем зарабатываешь — ничего особенного, но если этого не делать, быть беде.
Нормальность это довольно скучно. Но нормальность — это большой труд многих людей и институтов. Мало что есть важнее впечатления нормальностью. Спросите у любого рефлексирующего человека, которому довелось долго не жить в нормальности.
Кому-то нужны потрясения, кому-то нужно величие, но скорее всего всем нам просто нужна нормальность. Понять бы только, в чем она.
НОРМАЛЬНОСТЬ ТАМ, ГДЕ НОРМАЛЬНЫХ НЕТ
Несмотря на то, что неформальный девиз ИРСУ “Нормальных нет”, мы очень присматриваем за собой, чтобы оставаться проводниками нормальности.
Это впечатление мы пытаемся передать нашим СЛУШАТЕЛЯМ в Школе приемных родителей. Что нормально задавать вопросы. Нормально иметь непростое прошлое. Быть несовершенным. Не знать ответов. Просить передышку и отдыхать, когда устал. Ошибаться и обнаруживать некомпетентность. Смеяться и плакать рядом с людьми. Это просто нормально. И так можно.
Это же мы пытаемся транслировать СПЕЦИАЛИСТАМ сферы кризисного детства. Что нормально не надрываться спасательством. Высыпаться — это нормально. Нормально с наскока не знать ответов в сложных ситуациях и попросить время на подумать. Нормально получать обучение и супервизию. Нормально получать хорошую оплату за свой труд. Нормально, когда тебя уважают коллеги и руководители. Нормально, когда порядок и все толково организовано. Нормально иметь только разумное и необходимое количество отчетов и бумаг. Нормально получать похвалу и комплименты за свою работу, получать признание. Иногда не вывозить — тоже нормально.
Это же впечатление мы пытаемся создавать для приемных ДЕТЕЙ. Что вообще-то нормально, когда надежно и не предают. Нормально, когда кто-то хочет и готов о тебе позаботиться. Нормально, когда не бьют и не унижают. Нормально, что будет еда и хватит всем. Нормально, что что-то не получается. Что тревога, страхи и робость — это нормально, так бывает, и в таком состоянии люди заслуживают заботы, а не унижения. Быть необычным нормально. То, что нормальных нет — это нормально.
Это же мы пытаемся сказать вам, нашим СТОРОННИКАМ. Что нормально объединяться и коллективным действием решать проблемы, которые есть у нас как у общества, например, сиротство. Нормально знать НКО, которой доверяешь, и знать, что пожертвованные деньги пойдут на эффективное действие. Нормально думать, задавать вопросы, сомневаться, сопротивляться злу, доверять внутренним ощущениям, даже если тысячи людей вокруг говорят околесицу и множат ад.
Часто люди уходят из ИРСУ с большой благодарностью, а иногда даже восторгом. Конечно, мы искренне стараемся делать хорошо то, что делаем. Но, честно говоря, иногда кажется, что такое сильное впечатление ИРСУ производит просто потому что люди в нашей стране не избалованы нормальностью — особенного или выдающегося мы ничего не делаем. Или делаем 🙂
МЫ НОРМАЛЬНО
Надеемся, что у вас все нормально и хватает сил удерживать нормальность, насколько это возможно. По крайне мере нормально высыпаться. У нас в целом тоже. Мы были в основном в отпуске большую частью лета и потихоньку начинаем запускать процессы для нового учебного года. Надеемся, что у нас тоже достанет сил еще на один учебный год, чтобы продолжать создавать впечатление нормальностью для кандидатов в приемные родители, для приемных семей, для детей с недетским прошлым, для специалистов сферы кризисного детства. И друг для друга. Берегите себя. И нас берегите тоже.
Фото: Фотобанк
Психолог-консультант. Психодраматист. Ведущая групп Школы приемных родителей. Главный редактор ИРСУ
Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников
Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов