ГлавнаяБлогНовости и анонсы
Дата публикации: 12.07.2023

Один из способов помочь детям и приемным родителям адаптироваться к школе

Завершился очередной сезон работы детско-родительской группы по укреплению привязанности «Гудбай, школьный стресс» для детей 7–8 лет и их приемных родителей. Мы попросили тренера группы, детского психолога высшей категории Ларису Байрамову, рассказать, кому и чем полезен тренинг, как занятия помогают приемным детям адаптироваться к школе и при чем здесь качество отношений привязанности с родителем, когда речь об обучении.

Для кого эта группа?

Тренинг «Гудбай, школьный стресс» мы придумали, чтобы помочь первоклассникам адаптироваться к школе. Многим детям сложно соблюдать новые правила, управлять поведением, выполнять задания и интегрироваться в коллектив, а приемным детям это делать еще сложнее. Часто у них наблюдается диспропорциональное развитие. Например, когда в детстве они должны были усваивать счет или обобщение, в их семье происходило что-то, что замораживало развитие, вызывало тревогу и недоверие к фигуре взрослого. На занятиях мы стараемся погрузить детей в атмосферу радости и принятия, чтобы им было легче учиться новому.

Другой главной целью этого тренинга, как, собственно, и других программ ИРСУ, является укрепление привязанности между взрослым и ребенком, их сближение и налаживание контакта. Группа помогает родителю понять и принять ребенка с его сложностями и поддержать в непростой период адаптации.

Чем вы занимаетесь на занятиях?

Мы много играем и творим. Как известно, игры сейчас у детей очень мало и не все успевают поиграть достаточно. Но несмотря на то, что все задания игровые и не связаны напрямую с образовательной тематикой, они так или иначе полезны в школе. Они снимают стресс, развивают эмоциональную саморегуляцию, способность управлять вниманием, развивают произвольность, умение слушать и взаимодействовать.

А еще многие упражнения направлены на то, чтобы додать приемным детям то, чего они недополучили в своих прошлых отношениях с родителем в раннем возрасте, поэтому мы даем много добаюкивания, докачивания, упражнений на развитие эмоционального и телесного контакта.

Все задания направлены на получение удовольствия в игре, на достижение успеха, на радость и на укрепление привязанности в паре родитель-ребенок.

А может быть, индивидуальная работа эффективнее групповой?

Конечно, все это можно делать и на индивидуальных занятиях, но, как показала практика, группа лучше. Многие дети прожили часть жизни в учреждении, в коллективе, поэтому им удобнее и привычнее повторять за сверстниками, чем за взрослыми, к которым у них  может быть все еще мало доверия. Но кто-то все же уже повторяет за родителем, с которым он пришел.

Как на занятиях себя чувствуют дети?

Дети получают максимум принятия и отражения. Занятия проходят в доброжелательной атмосфере, поэтому дети раскрываются, с удовольствием занимаются и общаются.

В группе бывают дети, которые давно или совсем недавно в семье, но всем им и их родителям полезно быть с такими же, как они.

В школьном классе ребенок может быть единственным приемным, из-за этого невольно думает, что он один такой на свете и с ним что-то не так, у него многое может не получаться, поэтому ему может казаться, что он плохой. Но когда ребенок встречает других таких же ребят, с такими же трудностями адаптации, происходит нормализация: нормально быть приемным, нормально иметь сложные чувства, но так же нормально добиваться успеха, заявлять о себе и сближаться с людьми.

Мы, ведущие, отмечаем повышенный интерес ребят к занятиям, потому что они с удовольствием их посещают, иногда раньше родителей проходят в зал, по словам родителей, расстраиваются, когда вынуждены пропустить.

В этом году некоторые дети подружились и общались даже за пределами группы. С одной стороны, такая дружба с единомышленниками прекрасна и трогательна, но некоторые специалисты считают, что это может влиять на динамику группы.

А каково родителям?

Бывает, что задания могут даваться сложнее родителю, чем ребенку, иногда сложно им обоим. Ведь каждый пришел в группу со своим опытом привязанности, со своими ожиданиями и сложностями, да и этапы построения отношений на момент занятия могут быть разными. Кто-то оказался в группе уже с пониманием того, что ему трудно со своим ребенком, что ему нужна помощь в создании привязанности и принятии нового человека. А кто-то при выполнении, казалось бы, простых заданий обнаруживает в себе блоки и сложности, о которых не подозревал. Некоторым взрослым могут быть рекомендованы в этих случаях индивидуальные консультации.

Для общения на взрослые темы в программе предусмотрено восемь двухчасовых занятий только для родителей, которые проходят раз в месяц. На таких встречах можно рассказать об особенностях своего ребенка, поделиться переживаниями, получить поддержку и понимание. И каждый родитель, послушав о других, узнав их специфические черты и трудности, становится более лоялен к себе и к другим.

Особенно такие родительские встречи эффективны, когда возникают трудности с ребенком в школе или дома или когда начинаются пропуски занятий — мы предполагаем, что ресурсов недостаточно и семью пора поддержать.

Какие результаты посещения этой группы отмечают участники?

Все подчеркивают, что дети становятся более ласковыми и контактными, начинают выражать эмоции безопасным способом, говорить о своем настроении, чувствах, с ними легче становится общаться. Дети учатся вставать на место другого, слушать и слышать его, а также проявлять себя более уверенно, чем прежде.

Дети в группе улавливают послание: «Я хороший, и мир хороший, он меня принимает», получают опыт нормализации, принятия, радости и успешности, который выносят за пределы занятий в свою обычную жизнь — это помогает им дальше справляться с жизнью, в том числе с учебой.

Если обнаруживаются какие-то конкретные проблемы, которые не получилось “починить” в течение курса, ребенку и родителю можно продолжить занятия в этой же группе, на других программах ИРСУ или индивидуальных консультациях.

Когда и где проходят занятия?

Мы встречаемся в течение семи месяцев по субботам в нашем центре в Армянском переулке. Это дает возможность работающим родителям посвятить выходной день ребенку, сблизиться и пообщаться еще в пути на занятие и обратно.

После основного структурированного занятия, которое длится час, обычно есть еще час-полтора, чтобы попить чаю со сладостями, свободно поговорить, поиграть, снять телесное и эмоциональное напряжение, задать тренерам вопросы. Это дополнительное время очень ценится всеми участниками.

Сколько человек занимается в группе?

Не более восьми пар родитель-ребенок, а также два тренера, которые модерируют выполнение заданий. Наблюдая за участниками, тренеры могут предлагать разные упражнения в зависимости от внезапно проявившихся на занятии реакций. Родители и дети выполняют  часть упражнений с группой, а часть в парах. Родитель поддерживает ребенка в том, что ему сложно, чтобы ребенок где-то превозмог себя и перешагнул через страх, сопротивление и почувствовал себя успешным.

Как вы набираете детско-родительские пары в группу?

Набрать группу не так просто. Бывает так, что родитель говорит: «Почините мне ребенка, а я пока отдохну». И его можно понять, ведь от воспитания детей устаешь, а занятия требуют эмоциональной отдачи и полного включения в процесс. Но при общении с кандидатами мы объясняем, что больший эффект будет достигнут именно при работе в паре.

Мы всегда проводим предварительную беседу с приемной семьей и ребенком, узнаем его историю, спрашиваем о темпераменте, пережитом опыте. Это позволяет сделать вывод, готова ли сейчас детско-родительская пара к групповым занятиям или им еще рано (например, они находятся в периоде острой адаптации).

А еще у нас есть два обязательных условия перед началом работы.

  1. Семья должна заранее определиться, кто из родителей будет ходить с ребенком на занятия, — это может быть мама или папа. Это должен быть один и тот же человек. Так последовательно будет укрепляться их личная связь, и другим участникам группы будет комфортно все время взаимодействовать со знакомыми людьми.
  2. Нельзя посещать группу одному родителю с двумя детьми, поскольку идея тренинга в том, чтобы дать двум членам семьи индивидуальное время друг с другом, которое начинается еще во время поездки в наш центр. И уже это дает значительный результат.


Поддерживаете ли вы связь с выпускниками групп?

Да, мы общаемся с семьями, которые посещали наши групповые занятия в ИРСУ. Кто-то продолжает индивидуальную работу, кто-то идет на другие программы. И в течение года, когда идут занятия, у нас очень плотная обратная связь.

Сколько стоит посещение групп в ИРСУ?

Все занятия и консультации проходят бесплатно. Но так как ИРСУ — некоммерческая организация, можно сделать добровольное пожертвование.

Такие группы есть только в Москве?

В этом году мы начали делиться своим опытом ведения детско-родительских групп укрепления привязанности. Уже провели два обучающих семинара для коллег из Ижевска и Архангельска, и они начали вести группы в таком же формате. Коллеги задают вопросы, делятся своим опытом, присылают фотографии, пишут, что поражает глубина этих простых упражнений — словом, очень довольны.

Какие еще есть группы помощи в ИРСУ?

Помимо упомянутого тренинга «Гудбай, школьный стресс», в ИРСУ ежегодно проходят занятия по укреплению детско-родительских отношений в группе для приемных детей 5–6 лет «Связующая нить». С нее все и началось несколько лет назад. А также онлайн-тренинг для детей 9–10 лет «Арт-нить», где еще больше усиливается связь родителя и ребенка и снижается стресс.

А еще есть занятия для детей без родителей — психодраматическая группа «Мастерская историй» (для детей 3–4 класса). На ней дети сами придумывают интересные им истории, строят дома для своих героев, переодеваются в костюмы. В воплощаемых сюжетах они проигрывают актуальные для них конфликты, могут попробовать себя в новых ролях, добрать заботу, представить себя, например, животными на ферме и таким образом побыть еще раз малышами, набраться сил и ресурса, чтобы пойти выполнять свои уже подростковые задачи.

Есть разные группы для родителей — арт-терапевтическая, психодраматическая и обучающая, для тех, кто недавно принял ребенка в семью и находится на этапе адаптации.

Текст: Волонтер Анна Колесникова

Текст
Анна Колесникова
Вам понравилась публикация?

Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников

Рекомендуем

Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов

Как можно помочь ИРСУ

Даже небольшие, но регулярные пожертвования делают нас устойчивее и помогают планировать работу. Мы нуждаемся в ваших поддержке и доверии

Создайте благотворительный сбор в пользу ИРСУ. Помогите нам помогать приемным семьям. Преодолеть сиротство в России можно только вместе

Станьте сторонником
Поддержите работу ИРСУ пожертвованием, чтобы мы могли продолжать обучать взрослых, помогающим детям