Отречение от отчаяния || И отчет ИРСУ за февраль 2024
…от скорби происходит терпение,
от терпения опытность,
от опытности надежда,
а надежда не постыжает.
Апостол Павел
Назвать — значит лишить происходящее безграничной мифической силы
Сейчас много вокруг людей, испытывающих душевные страдания, уныние, одиночество, потерю смысла, беспомощность и обреченность.
Так может выглядеть отчаяние. Отчаяние приходит из-за острой внезапной утраты, когда силы, противостоящие человеку, кажутся невозможно превосходящими, и есть понимание, что сделать ничего больше уже нельзя. В отчаянии человек утрачивает опору на любовь к чему-то ценному. Отчаяние обесценивает усилия, отнимает достоинство, разрывает систему взаимосвязей, которым человек может довериться — как будто перекрывается доступ к жизни.
Отчаяние может проявляться в страхе, стыде, агрессии, обвинениях и самоуничижениями, растерянности, разбитости, бессилии, жалости к себе, обесценивании, ухудшении социальных и бытовых навыков, неконструктивной активности, пессимизме, пассивности, отсутствии мотивации, мыслях о суициде. Это реакция психики на травмирующие события.
Надежда — это искусство
Именно с симптомами отчаяния мы чаще всего имеем дело, когда работаем с сиротами. У сироты для отчаяния есть все основания: сирота потерял все, что у него было, он беспомощен, и силы, которые на него воздействуют, намного сильнее его. Ребенку сложнее, чем взрослому, потому что у него еще не было времени приобрести опыт справляться, выстроить ценностную основу, ему еще свойственна нетерпимость, и пока еще отсутствует реальный отклик на его усилия. Ребенок всё чувствует, но плохо понимает причинно-следственные связи и время как категорию. Попадать в состояние отчаяния — это не просто досадная случайность жизни, это право каждого человека. Право на естественные эмоции, право на слабость, право принять помощь со стороны.
Отчаяние означает «не чувствовать надежды». Это наглядно и в русском языке: от-чаяние — нечто, отталкивающееся от чаяния, то есть надежды, и в романских языках (despair, désespoir, desesperación). У надежды и отчаяния есть сходство: переживание бессилия. «Я надеюсь» тоже означает, что я больше уже ничего не могу поделать со случившейся бедой. Но надежда вселяет в человека силы, становится опорой в трудных обстоятельствах. Если у человека есть надежда, есть жизнь. Пока существует надежда, не все потеряно. Когда мы работаем с сиротами (и теми, кто им помогаем), мы в какой-то степени в основном агитируем их отречься от отчаяния и надеяться.
Надежда — это искусство, испытывая беспомощность, не отказываться от того, что ценно. Надежда — терпеливое ожидание желаемого, поддерживаемое уверенностью в возможность его осуществления. Это не наивность, не иллюзии, не бесплодное позитивное мышлением, не невежество. Это навык проходить долину смертной тени, не зажмуриваясь: всё видеть, называть вещи своими именами и продолжать идти, не озлобившись. И по возможности не сутулиться.
Человек в течение жизни наращивает навыки возгревания в себе надежды
Парадоксально, но прекращение борьбы с беспомощностью, не сопротивление бессилию дает силы и смысл. Перестать держаться за образ утраченного, прощаться и отпускать — тоже навыки. Обычно легче тем, кто имел опыт в объятиях отдаться горю и плакать. Помогает проживание чувств с кем-то рядом, помогает присутствие другого человека. Легче тем, у кого есть крепкая ценностная основа. Навести порядок в фактах и закономерностях помогает. Легче тем, у кого есть доступ к заботе. Помогает качественное восполнение потребностей, уважение и внимание.
Взрослый может находить опору в воспоминаниях, как был любим и справился. В историях рода, знакомых людей и народных героев — сколько люди всего преодолевали. Кому-то помогает чтение мемуаров, философии, психологии. Кому-то молитва. Легче тому, у кого есть осмысленная, значимая, результативная деятельность и живое сообщество. В помощи другим есть опора. Легче тем, у кого есть способность к творчеству и искусству, чтобы выразить боль. Кому-то помогает музыка, кому-то движение, кому-то вести дневник и в целом писать, кому-то приведение всего вокруг в порядок. Ироническая дистанция помогает. А иногда даже просто не торопясь с кем-то позавтракать. Много разных путей открыли люди для отречения от отчаяния.
Этимологически слово «надежда» первично по отношению к «отчаянию», не наоборот, значит, первично само состояние надежды в духовном устройстве человека. Надежда — дефолтный режим, нормальное состояние человека. А то, что с нами происходит, друзья, ненормально. Не стыдно быть уязвимым. Не стыдно признавать свое бессилие. Не стыдно просить помощи. Ни детям, ни нам.
Да пребудет с вами сила. И надежда. Мы рядом.
Текст: Марина Иванова
ПОМОЧЬ ИРСУ
Отчет ИРСУ за февраль 2024:
В феврале мы получили 1566 пожертвований на сумму 1 805 135 рублей. Из них 1356 пожертвований по подписке — на сумму 879 178 рублей.
В феврале мы в ИРСУ:
— завершили обучение 4 групп Школы приемных родителей — две в Москве, две онлайн для всей страны: группы 140, 141, 142, 143;
— продолжали 11 ресурсных поддерживающих групп весеннего семестра для приемных семей;
— провели 107 консультаций для приемных семей;
— завершили обучение группы специалистов по программе повышения квалификации «Всеобуч» в Приморье (Спасск-Дальний);
— начали обучение групп специалистов в Архангельской обл (Котласский район) и Удмуртии (поселок Игра);
— начали обучение группы специалистов на курсе «Тайна и правда усыновления: работа специалиста с принимающей семьей»;
— провели вебинар «Искать помощь или принять беспомощность? Что делать помогающему специалисту в работе с трудными случаями?»
— узнали еще про 1 ребенка, которого усыновили или взяли под опеку наши выпускники.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, чтобы рядом с ним был надежный взрослый, способный агитировать его не отчаиваться.
Поддержите работу ИРСУ пожертвованием, ваше участие — наша опора. Даже небольшой вклад каждого, кто верит в смысл того, что мы делаем, продолжает давать нам силы и вселять в нас надежду, что смысл действительно есть.
* В Москве Школа приемных родителей проводится благодаря пожертвованиям компаний и частных лиц, благодарим за крупные целевые пожертвования ПАО «Просмсвязьбанк» и АО «РНГ»; Ресурсные группы для приемных родителей проводятся при поддержке БФ «Абсолют-помощь», онлайн ШПР проводится с использованием средств гранта БФ Владимира Потанина, Курс«Тайна и правда усыновления: работа специалиста с принимающей семьей» проходят в партнерстве с Социальным университетом «ЛАНИТ». Остальные программы и мероприятия проводятся благодаря пожертвованиям наших сторонников.
Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников
Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов