«Отдыхай» — главное слово мамы || И отчет ИРСУ за сентябрь 2023
Однажды моя машина сломалась на трассе между городами. Зимой, под вечер. На помощь мне ушло около пяти часов. Я добралась до города ночью — злая, дерганая, уставшая, с разрушенными планами, с машиной в другом городе — и очень сильно, на грани обморожения, замерзшая. Инстинктивно я поехала домой к маме, предупредив сообщением, — сил ехать к себе не было.
У мамы уже была набрана для меня горячая ванна — сначала я посадила себя туда. Потом почти не прожевывая проглотила горячую еду. И из последних сил залезла в постель в шерстяных носках под два одеяла. В процессе я ворчала и угрюмо бубнила, огрызалась на ни в чем не виноватую добрую мою маму, которая не задавала никаких вопросов.
Мама заглянула ко мне в комнату, сказала: “Отдыхай” — и бесшумно закрыла дверь. Остатками сознания я успела подумать: “Как это правильно и хорошо, как мне спокойно и нестрашно”. Я была тронута так, что готова была заплакать, но сил плакать не было совсем, и я крепко уснула. На 12 часов.
Отогрелась, отоспалась, успокоилась и с утра бодро и быстро порешала свои проблемы: к вечеру я и машина были дома, в порядке.
Мамино «Отдыхай» меня трогает больше, чем мамино «Люблю»
После моих 30 мама стала ко мне теплее 🙂 То ли мудрость и родительский дзен вошли в полную силу. То ли моя многолетняя психотерапия дала плоды — и всех нас потихоньку попустило. То ли в целом жить стало полегче. То ли мы стали реже видеться — и меньше друг другу наступать на мозоли. Но мамина забота после моих 30 стала успокаивающей.
Особенно хорошо мне от маминого “Отдыхай”. Оно не часто случается. Но когда у меня сложный проект на работе, долгое изнуряющее путешествие или на кулак наматывающий нервы стресс — я бывает поною маме — ну, а кому кроме мамы? — и она перед сном говорит или пишет мне: “Отдыхай”.
Меня это трогает сильнее, чем “Молодец”, “Я тебя люблю”, “Я в тебя верю”, “Я горжусь тобой”, что там еще бывает, чему нынче учат родителей.
Это был безупречный мастер-класс от мамы про то, что значит быть родителем. Создать ощущение, что я в полной безопасности и могу спать — отгороженная на время от мира, пока кто-то взрослый рядом бережет мой покой.
Мама дает право отдохнуть, успокоиться, уснуть, не бояться — а это дает силы.
Успокойся, я кому сказала
Мне кажется, родители нужны для этого. Чтобы успокаиваться. Потому что в мире столько всего и всех, что покоя не дает. В жизни людей много стресса, испытаний и боли: надо учиться, дружить, влюбиться, искать работу, искать смысл, воспитывать детей, а вокруг несправедливость, войны, болезни, поломки, долги, смерть и дальше по списку. Много кто нас учит, дает советы, ругает, подводит, обесценивает, напрягает и бесит. И жизненно важен кто-то, кто успокаивает. Чтобы со всеми трудностями можно было справляться.
Если бы мама из-за своей тревоги отругала меня, что я бросила машину не пойми где; если бы сказала, что у меня травма и мне нужно ее проработать; если бы давала советы, сказала, что нужно улучшить мои навыки реакции в кризисной ситуации — я бы злилась, поругалась с ней, а то и закатив глаза, вызвала бы такси и уехала домой. А я взрослая тетенька и вообще-то психолог.
Что уж говорить про детей.
Мне кажется, взрослые стали склонны не давать детям покоя. После стресса школьного дня — вечером ругаются из-за уроков и замечаний учителя. После стресса школьной недели — лишают выходных и заставляют повторять сокращение дробей и пересказывать “Капитанскую дочку”. После стресса четверти — не останавливаются и на каникулах, чтобы догнать-догнать-догнать.
Вместо удовольствия и спокойствия детства у детей проработка травм, подготовка к егэ, нравоучения, кружки-секции, дедлайны и призывы к самоконтролю. Дети раздражаются, психуют, плохо себя ведут, а мы кричим им: “Успокойся, я кому сказала”. Кричим. Наше поведение громче наших слов. Крик — не условие для спокойствия. Они не успокаиваются. Мы ждем, что они справятся, и тогда, говорят себе взрослые, мы будем с ними теплыми и заботливыми. А они могут справиться, только если мы будем с ними теплыми и заботливыми. Замкнутый круг.
Важно, чтобы с людьми ассоциировалось удовольствие, а с родителями — спокойствие
“Для травмированных детей важно, чтобы с людьми ассоциировалось удовольствие”, — фраза из книги Брюса Перри “Мальчик, которого растили, как собаку”, которую мы очень любим. Я бы добавила: важно, чтобы с родителями и домом ассоциировался отдых, спокойствие.
Иногда я спрашиваю родителей: “Как вы думаете, что рядом с вами чувствуют ваши дети?” Они отвечают разное. Но часто с удивлением, если хватает честности, говорят, что кажется, страх и напряжение. Как будет вести себя человек в таком состоянии? Да-да, и врать, и огрызаться, и убегать, и нападать, и саботировать.
Особенно это применимо к приемным детям. Стресс, который они пережили, — потеря семьи, корней, всего, что составляло их жизнь — настолько сильный, что многим из нас, к счастью, и не представить. Потребуются годы, чтобы нарастить в них ощущение защищенности, доверия и возможности расслабиться. Им нужно много нормальной спокойной жизни. Не работа с психологом, не наверстывание словарного запаса и социальных навыков, не тем более знание падежей, абсцисс и ординат, отличие метонимии от метафоры. Им нужно почувствовать, что у них есть право на родителей — на тех, кто будет беречь их отдых и спокойствие. Абсциссы и метонимии нарастут как-нибудь сами, а может, и не нарастут, но это будет уже не важно.
Мне кажется, если бы мы как родители давали детям право отдыхать, это чуть больше сберегло бы их от ранних инфарктов, болей в спине, дергающегося глаза, визитов к психиатру, того, чтобы в будущем мучить своих детей и делать много суетливых ошибок из-за невозможности остановиться и подумать.
Всем нам нужен человек, рядом с которым хотя бы иногда можно расслабиться и не бояться. И детям, большим и маленьким, кровным и приемным; и взрослым, тетенькам и дяденькам. Тетеньки и дяденьки — тоже чьи-то дети, и хорошо бы, чтобы кто-то хотя бы иногда словами и действиями говорил им “Отдыхай”. Если не мама, не родители, не близкие, не общество, то хотя бы мы себе сами. Ну, потому что взрослые — это мы. А иначе замкнутый круг.
Текст: Марина Иванова
ПОМОЧЬ ИРСУ
Отчет ИРСУ за сентябрь 2023 года:
В сентябре через сайт мы получили 1303 пожертвования на сумму 878 610 рублей. Из них 1252 пожертвований по подписке — на сумму 816 510 рублей.
В сентябре мы в ИРСУ:
- начали обучение 4 групп Школы приемных родителей — две в Москве, две онлайн для всей страны: группы 132, 133, 134, 135;
- начали 9 ресурсных поддерживающих групп осеннего семестра для приемных семей;
- начали обучение группы специалистов на курсе «Основы семейного устройства и помощи принимающим семьям»;
- провели 73 консультации для приемных семей;
- провели большой трехдневный очный тренинг тренеров проекта “Всеобуч” — «Тренерское мастерство: принципы и методика групповой работы”.
- провели двухдневный семинар «Привязанность в жизни ребенка. Травмы привязанности» в Ижевске;
- узнали еще про 12 детей, которых усыновили или взяли под опеку наши выпускники.
- а еще сделали небольшой ремонт и прочий улучшайзинг перед началом нового семестра.
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Чтобы помочь детям, нужно обучать и поддерживать взрослых, которые могут о них позаботиться.
*В Москве Школа приемных родителей проводится благодаря пожертвованиям ПАО «Просмсвязьбанк» и АО «РНГ»; онлайн ШПР проводится с использованием средств гранта БФ Владимира Потанина. Курс «Основы семейного устройства и помощи принимающим семьям» проходит в партнерстве с Социальным университетом «ЛАНИТ». Остальные программы и мероприятия проводятся благодаря пожертвованиям наших сторонников.
Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников
Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов