ГлавнаяБлогСтатьи Обсуждаем
Дата публикации: 10.05.2021

Зачем они сняли фильм «Джон» — это жестоко?

Научная работа Джеймса Робертсона началась в 1948 году, когда он присоединился к исследованиям Джона Боулби в клинике Тавистока в Лондоне.…

Научная работа Джеймса Робертсона началась в 1948 году, когда он присоединился к исследованиям Джона Боулби в клинике Тавистока в Лондоне. Его задачей было документировать детскую эмоциональную реакцию на разлуку. В качестве научного примера предполагалось исследовать детей, чьи матери находились в больнице в период после следующих родов.
Правда, выявить значительное число испытуемых оказалось трудно. Тогда Робертсон решил изменить сценарий, чтобы достичь своей цели. Он получил разрешение наблюдать за маленькими детьми, разлученными с матерями в результате госпитализации, несмотря на действующие в то время строгие ограничения на посещение.

Он обнаружил, что дети, особенно в возрасте до трех лет, были ошеломлены опытом пребывания в больничном учреждении, даже несмотря на получаемый уход со стороны персонала. Они плакали, становились одинокими и замкнутыми — подобная эмоциональная реакция была почти универсальной. И все же она игнорировалась и отрицалась медицинским сообществом того времени. В течение нескольких лет Джеймс Робертсон продолжал вести наблюдения. За это время он решил найти способ гуманизировать детскую медицину.

В 1951 году ученый выпустил фильм под названием: «Двухлетний малыш поступает в больницу”, а через несколько лет – «Ложусь в больницу с мамой». Оба фильма, показанные по всему миру, в сочетании с усердной просветительской работой Робертсона, оказали огромное влияние на современный уход за маленькими детьми и их семьями в больницах.

Другой фильм под названием: «Маленькие дети в краткосрочной разлуке» состоял из пяти серий и был выпущен между 1967 и 1973 годами. До его выхода господствовало мнение о том, что «острое горе – это обычная реакция детей от шести месяцев до трех-четырех лет на разлуку с матерью, независимо от обстоятельств и качества заменяющего ухода. И, следовательно, нет различия между реакциями этих младенцев на разных уровнях развития» (Боулби, 1960). Джеймс Робертсон, как и его супруга Джойс, разделяли иную точку зрения и взялись пролить свет на этот вопрос.

Будучи коллегами-исследователями, они решили тщательно изучить переменные, которые влияют на поведение здорового ребенка во время десятидневной разлуки с матерью, находящейся в больнице во время постродового периода. Для того, чтобы добиться прямого контакта с детьми, находящимися в подобной ситуации, Робертсоны стали замещающими родителями. Они взяли на себя заботу о нескольких детях и документировали свои наблюдения в письменных заметках и видеозаписях. Так, малыши Люси, Томас, Кейт и Джейн жили у Робертсоснов и во время разлуки с родителями не демонстрировали потери функций или каких-либо признаков острого горя, а позже благополучно воссоединились со своими родными.

И все же Робертсоны были убеждены, что разлука с мамой и институциональный уход представляют опасность для ребенка. В качестве наглядного примера они создали пятый фильм — о реакции полуторогодовалого мальчика по имени Джон, который на девять дней был помещен в государственное учреждение, в то время как его мать находилась в больнице, производя на свет второго ребенка.

Малыш, привыкший к постоянной заботе, получал в учреждении непоследовательный уход. Другие дети, помещенные туда, были агрессивны и требовательны, а окружающая среда — хаотичной. Несмотря на то, что отец навещал его каждый день, состояние мальчика быстро ухудшалось. Последующее воссоединение с матерью оказалось трудным, а поведенческие последствия этого девятидневного опыта сказывались в течение нескольких лет. Этот фильм перевернул господствующее на тот момент убеждение, что краткосрочный опыт разлуки в раннем возрасте ребенком не запоминается, а значит не оказывает влияния на его поведение.

Сегодня фильмы Робертсонов и их книга «Разлука и маленькие дети» используются в программах академического обучения и повышения квалификации персонала по всему миру. Авторы: Марджи Вагнер, Кэлли Литтл. Перевод: Мария Охотникова, специально для ИРСУ.

Вам понравилась публикация?

Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников

Рекомендуем

Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов

Как можно помочь ИРСУ

Даже небольшие, но регулярные пожертвования делают нас устойчивее и помогают планировать работу. Мы нуждаемся в ваших поддержке и доверии

Создайте благотворительный сбор в пользу ИРСУ. Помогите нам помогать приемным семьям. Преодолеть сиротство в России можно только вместе

Курсы для психологов
Открыт набор на осенний семестр. Онлайн. Удостоверение о ППК