Ребенок очень ждет квартиру, которую ему “должно государство”
Мироощущение “мне все должны” довольно распространено у сирот. У моего приемного сына, сейчас ему 14, оно проявляется отчетливо. Даня стал в себе это осознавать. Развернуто это выглядит так: “Я сирота. Я пострадал. Я главный бедняжка. Все вокруг обязаны мне это компенсировать, буквально все, кто плохо спрятался”. Даня, в частности, очень ждет квартиру, которую ему “должно государство”. Недавно у нас случился такой разговор:
-Давай разбираться, — говорю я. — Ты получишь квартиру от государства. А кто тебе ее даст?
-Государство.
-А что такое государство?
-Я не знаю.
-Где оно находится? Из чего оно состоит?
-Из людей, наверное, — подумав сказал Даня.
-Ну да, — говорю. — Государство — это люди, которые живут на этой территории. Все, у кого есть гражданство нашей страны. Каждый человек, когда платит налоги, маленькую копеечку вкладывает в то, чтобы тебе дали квартиру. Почему они так делают? Потому что когда-то, если дети оставались сиротами, они погибали на улицах. У людей нет обязательства заботиться о детях своих соседей. По-человечески я могу помогать, но если я не буду этого делать, меня не накажут, не посадят в тюрьму. Раньше дети погибали на улице, а потом, когда уровень самосознания повысился, люди создали систему детских домов. Но оказалось, в что в детских домах дети тоже погибают или делают что-то против государства, например, занимаются криминалом или проституцией. Вроде как государство тратит деньги на сирот, а пользы нет, вред один. Решили, что сироте нужна семья. Общество как бы договорилось: дети устраиваются в приемные семьи, а все люди государства оплачивают работу приемных родителей, платят пособия, помогают с жильем детям. Деньги — это эквивалент жизненной энергии людей. То есть государство, которое дает квартиру сироте, — это люди, которые отдают сироте часть своей жизненной энергии. И тогда кто кому должен?
-Ну, получается, что я.
-А что ты должен, ты понимаешь? Что все эти люди хотели бы от тебя получить?
-Не знаю, просто, чтоб я жил нормально?
-Да, работал, растил детей, не обманывал, не воровал, не ухудшал ситуацию в целом. Улучшить — задача максимум, она не для всех. Но не делать жизнь людей вокруг хуже — это посильно.
Это был очень короткий разговор в автобусе, но на Даню он произвел сильное впечатление. Он был поражен. Эффект мне понравился. Не знаю, изменилась ли парадигма в мироощущении “мне все должны”, но Даня стал вести себя приличнее. Это, конечно, не единственный наш разговор, но постепенно, я вижу, как он выравнивается и с ним становится приятнее иметь дело.
Вечером я пересказала наш разговор своей приемной дочери, даниной сестре. Через несколько дней она сказала:
-Мам, я сегодня шла по улице, смотрела на людей. Я хотела их спросить, платят ли они налоги. Я хотела сказать им спасибо.
Мама Дани
Знакомо? Что почувствовали? Есть у вас похожий опыт наблюдений за переосмыслениями реальности приемными детьми? Обсудить тему приглашаем к нам в телеграм. Ссылка на эту ветку дискуссии: https://t.me/irsuinfo/18
#подслушано_у_приемных_родителей
Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников
Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов