Почему некоторые дети после детдома тянутся к воде? Чтобы успокоиться, очиститься и вернуть чувствительность?

Ему было девять. Примерно дважды в неделю он говорил: «Можно я в ванну?» Ну почему нет — мы дома, всё сделано, вода есть. Он собирал таз игрушек, набирал полную ванну и долго в ней играл. Через час сливал воду, набирал новую и еще час сидел в теплой воде. Это казалось чудноватым, но не тревожным. А месяца через два и вовсе прошло. Я подумала: ну, в адаптации была у нас такая ванная фаза.
Позднее в интервью приемных родителей и книгах я замечала этот повторяющийся мотив: дети, пережившие детдом или сильную травму, часто тянутся к воде. Это не каприз, а способ справляться. Он не универсальный, но встречается достаточно часто.
Вода помогает. Она успокаивает, даёт ощущение тела, возвращает предсказуемость. Для ребёнка, жившего в тревоге и хаосе, вода дает ритм, покой, ощущение опоры.
Для детей, которым не хватало ласки, вода может заменять прикосновение. Она касается. Мягко. Тепло. Как будто гладит. Её много. Она держит, обнимает, не причиняя боли.
У детей, переживших насилие, может быть стойкое ощущение «грязности», «испорченности». Это нерациональное, но очень мучительное чувство может проявляться в том, что ребенок моется снова и снова — как будто нужно «смыть» с себя то, что произошло.
Мой приемный ребенок — из тех, кого необычно тянуло к воде (а кстати, ещё и к огню, но это другая история). По началу это казалось странноватым, а сейчас я очень рада, что у него была возможность долго сидеть в ванне, играть, напитываться.
Похоже, что-то внутри нас, больших и маленьких, интуитивно и само знает, как нам восстанавливаться. Для многих это, например, два часа тишины и воды. Тишина и вода своё дело знают. И они совершают для детей и взрослых работу восстановления, если им не мешать.
#подслушано_у_приемных_родителей
Собираем специалистов сферы защиты детства в телеграм-чате. Чат для психологов, социальных работников, руководителей
Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов