ГлавнаяБлогИстории ШПР
Дата публикации: 25.06.2025

Наш приемный сын — типичный интеллигентный хулиган. Без поддержки психолога я бы не справилась

Саша попал в нашу семью в восемь лет. У него умерла мама, потом он жил в детском доме. У него богатая, образная речь, он говорит высоким слогом, начинает предложение словами «по сути». Ходит на шахматы, учится плавать. И вместе с тем у него пока серьёзные проблемы с поведением. За этим стоит внутреннее состояние — и важно понять, как ему помочь.

Ребёнка мы специально и планомерно не искали. Почему-то я думала: если суждено, всё как-то само собой сложится. Муж работал в Петербурге, и однажды знакомые рассказали ему о мальчике, у которого умерла мама. Ребёнка отдали в детский дом. Муж позвонил мне — просто рассказал историю и предложил подумать.

Мы быстро нашли Сашу в базе. К тому моменту он уже больше полугода жил в детском доме. Мы сразу поняли: Сашу нужно брать. Саша оказался совсем не похожим на фотографию и на тот образ, который я себе представляла. Он сразу меня поразил. Он вёл себя совсем не так, как я ожидала.

Фото: Саша, семейный архив

Саша знал, что приедут потенциальные усыновители, но старался не показывать, что волнуется. Хотя, конечно, было видно, как сильно он хочет понравиться. Он вошёл и, вместо «здравствуйте», тут же сообщил моему мужу:

— А я могу отжаться семь раз!

Быстро отжался и заодно выложил все козыри сразу: великий шахматист, самый лучший спортсмен и даже пловец. (Потом мы, правда, узнали, что плавать он пока не умеет.)

В довершение он продекламировал стихотворение, а закончив выступление, деловито сказал:

— Ну что время зря терять, пойдёмте в парк на аттракционы!

И мы пошли. Мне всё казалось удивительным. С ним сразу было интересно. Удивление и интерес — вот, наверное, главные чувства от первой встречи. Было ощущение, что это не мы его выбирали, а он — нас. Как будто он заранее всё про нас знал. С самой первой встречи. Он нас выбрал. Он решил. Маленький взрослый мальчик. Мужичок, который сам строит свою жизнь.

Это был не домашний мальчик, у которого умерла мама и не осталось родственников. У семьи была своя, непростая, трагическая история — с целым букетом проблем и потерь.
Саша не ходил в школу. Не умел читать и писать. Не знал многих привычных для ребёнка бытовых вещей. Какое-то время он жил один в квартире, потому что пожилого дедушку забрали в больницу. А потом дедушка сам отвёл его в детский дом. И для Саши это стало огромным предательством.

Травмированный ребёнок попал в систему. И был вынужден очень рано стать взрослым. Он и сейчас ощущает себя взрослым. Равным взрослым. Часто — даже выше. Взрослый человек в теле маленького мальчика. Взрослый — но очень маленький малыш. Конечно, всё это стало понятно не сразу.

Саша дома уже семь месяцев. У него пока всё ещё идёт адаптация и горевание. Классические откаты в раннее младенчество, многочасовые истерики, отрицание правил. Я думала, что приёмный ребёнок — это спасение. А оказалось — это очень тяжёлый и порой изматывающий труд. Труд всей семьи. Но в то же время — это благодарный труд. Нам совершенно некогда предаваться унынию. Мы все всегда чем-то заняты.

Фото: Саша, семейный архив

Наш Саша — очень тактильный, ласковый, обаятельный, находчивый и смышлёный ребёнок. Несмотря на то, что он не учился в школе и потерял как минимум год, он академически достаточно успешен. Он очень творческий.

Наш сын — типичный интеллигентный хулиган. У него богатая, образная речь, он говорит высоким слогом, начинает предложения словами «по сути». Ходит на шахматы, учится плавать. И вместе с тем у него пока серьёзные проблемы с поведением. Саша очень хочет дружить, но не умеет. Он привык выживать, поэтому всегда пытается действовать на опережение.

Он легко просчитывает взрослых, но с трудом ориентируется в обычном детском мире. Ему сложно считывать поведение других детей, он болезненно реагирует на некоторые ситуации, испытывает боль отторжения даже там, где его не обижают. Ему нужно быть принятым в этом новом для него мире. Он пока очень нуждается в безусловном принятии. За его поведением, конечно, стоит сложное внутреннее состояние — и мы очень стараемся понять, как ему помочь.

Поэтому нашей семье до сих пор нужна постоянная поддержка и сопровождение психологов из ИРСУ. Я хожу на групповые занятия, и индивидуально нас поддерживает психолог Наталья Некрасова.

Я даже не могу представить нашу жизнь без подготовки в ШПР и без поддержки команды ИРСУ. Я бы точно не справилась. Научиться правильно интерпретировать поведение ребёнка — это один из самых важных навыков. Как и умение управлять своими эмоциями.

Мы — молодые родители в возрасте. Возраст — это и минусы, и плюсы. Минус — в силах, плюс — в опыте. Мы настроены отдавать, вкладываться не в себя, а в ребёнка. И у нас есть для этого все возможности.

— А вы современные! — говорит нам Саша.

И видно, как он нас ценит, как укрепилась и стала гармоничной наша семья. У нас ещё много сложностей. Но уже есть общая история. И мы смотрим в одну сторону.

Фото: Саша, семейный архив

На моём юбилее Саша взял микрофон и неожиданно для всех сказал речь. В ней были такие слова: «Я хочу пожелать маме, чтобы у неё было девяносто жизней, чтобы она всегда была жива, чтобы у неё было бесконечное здоровье и чтобы она любила всех нас!»

Текст: Светлана Андреева

* Школа приемных родителей ИРСУ проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. И благодаря пожертвованиям наших сторонников и выпускников прошлых лет.

Чат «Думай как супервизор»

Собираем специалистов сферы защиты детства в телеграм-чате. Чат для психологов, социальных работников, руководителей

Рекомендуем

Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов

Как можно помочь ИРСУ

Даже небольшие, но регулярные пожертвования делают нас устойчивее и помогают планировать работу. Мы нуждаемся в ваших поддержке и доверии

Создайте благотворительный сбор в пользу ИРСУ. Помогите нам помогать приемным семьям. Преодолеть сиротство в России можно только вместе

Поддержите обучение специалистов и работу проекта Всеобуч в Вашем регионе

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Подкаст "Чейные дети"
Честные и вдохновляющие интервью с коллегами сферы защиты детства