ГлавнаяБлогИстории Люди ИРСУ
Дата публикации: 07.02.2025

“Опускать руки не было времени”

Это Настя, наша выпускница. И вот ее история приемного родительства.

Настя – блондинка модельной внешности с обаятельной улыбкой. Две работы. Область профессиональных интересов — от антикризисного управления до нейропсихологической коррекции детей с особенностями развития. В свободное время танцует и занимается на театральных курсах. На фото Настя заразительно смеется, обнимая двоих таких же красивых детей на фоне гор или моря. Но за этой глянцевой картинкой — непростой опыт приемного родительства: выматывающая адаптация, сложные диагнозы, бесчисленные походы по врачам, реабилитация.  А еще — волевой характер борца, бесконечное терпение и принятие. 

Насте 35 лет, живет в Москве. Замуж вышла рано. Пара сразу стала планировать ребенка, но ничего не получалось. За восемь лет — 7 протоколов ЭКО, лечение и операции, попытки обратиться к нетрадиционной медицине. Последний протокол дался Насте особенно тяжело, и она поняла: с нее хватит. “Я хорошо помню тот вечер, когда приняла решение пойти по другому пути, — вспоминает Настя. — Я сижу на кухне, чувствую легкое волнение, решимость и уверенность. Открываю ноутбук и в строке поиска печатаю: “Форум приемных родителей”…

Нет. Нет. Нет… Да!

Настя с мужем занялись подготовкой документов и пошли в Школу приемных родителей ИРСУ. “Нашу ШПР я бы советовала пройти всем —  даже парам, которые готовятся стать кровными родителями, — рассказывает Настя. — Там обсуждаются по-настоящему важные вещи: как устроена психика ребенка? Почему он ведет себя именно так? Какие реакции могут быть у родителей? На одном из занятий мы разделились на группы и примеряли на себя разные роли: сотрудника опеки, ребенка, приемного родителя. Это помогает взглянуть на процесс усыновления с другой стороны”.

Поиск ребенка занял девять месяцев. Настя вспоминает, как трудно ей дались первые звонки региональным операторам. Она долго готовилась к ним, прокручивая в голове возможные вопросы и ответы. На практике все разговоры занимали пятнадцать секунд: “Нет, на этого ребенка уже выдано направление. Нет, у ребенка открытый статус”. Нет. Нет. Нет.

Шоком стала встреча с опекой по месту жительства. “Сотрудница опеки общалась с нами откровенно грубо. “Для чего вам ребенок, поиграться решили? Идите сами рожайте, зачем вам это надо!” – вспоминает Настя. – Самое удивительное, что позже эта сотрудница очень помогла с документами, искренне за нас переживала, поддерживала — в общем, оказалась чудесным человеком. Может, это была проверка? А может, на такой сложной работе по-другому не получается: сотрудники опеки всякого насмотрелись”.  

Однажды Настя узнала, что семью ищет девочка Зарина: год и восемь, пятая группа здоровья. 

Настя с мужем посовещались и решили: нужно ехать знакомиться.

Две испуганные девочки

Свой первый визит в детский дом Настя запомнила навсегда. Сразу при входе в нос ударил резкий специфический запах. Затем Настю с мужем попросили тщательно вымыть руки, выдали бахилы, шапочки, халаты и отвели в кабинет главного врача. Там коротко рассказали об истории ребенка и зачитали внушительный список диагнозов.

Врач несколько раз упомянул о том, что ребенок кричит. Но Настю это не насторожило: все дети кричат, разве нет? 

Наконец, Настю с мужем проводили в комнату для знакомства. Там собрались другие люди: представитель опеки, главврач, воспитатель. Нянечка привела Зарину: крошечную девочку с огромными глазами в зеленом платье. 

“Нам говорят: “Можете поиграть”, — рассказывает Настя. — Я подошла, села рядом. Две испуганные девочки, на которых устремлены оценивающие взгляды присутствующих… Я тут же забыла все, что знала про детей. Ужасно боялась ошибиться, не понравиться. Не помню, чем мы занимались. Все прошло как-то скомкано. Через десять минут Зарину увели. Мы подписали предварительное согласие. Вышли с мужем на улицу и долго молчали. Диагнозы пугали, но девочка нам обоим понравилась”.

Через три недели Зарина приехала домой.

Фото: семейный архив

Она кричит

Настя вспоминает, что в первые дни сложности возникали в быту даже при выстраивании распорядка дня: “Проснулись, позавтракали, поиграли, погуляли, снова поиграли — а еще только  полдень. Чем заняться дальше? К эмоциональной адаптации нас готовили, а таких простых вещей никто не рассказывал”. В первые дни дома Насте помогала ее мама: показывала, как играть с ребенком, как его кормить, как удобнее сажать в коляску. 

Потом мама уехала. А Зарина начала кричать.

“Дочка кричала все время, пока находилась дома. Это было ужасно, я с ума сходила. Мы гуляли по шесть часов в любую погоду, дома только спали и ели — я была готова на что угодно, только бы не слышать этого крика”, — рассказывает Настя. Зарина кричала даже во сне, но добудиться ее было сложно: приходилось водить в душ, отпаивать водой. И так  — по многу раз за ночь.

Немного спасала работа: Настя с мужем работали по очереди, два дня через два — и в офис Настя шла, как на праздник. Но домашняя жизнь превратилась в пытку.  “Я не могла никому пожаловаться. Выходила на улицу и рыдала”, — вспоминает Настя.  

Через полгода Настя поняла: она не справляется, — и пришла за помощью к психологу из ИРСУ. “На первом сеансе специалист задал стандартный вопрос: “Как дела, Настя?” Оставшиеся полтора часа я проплакала, — рассказывает Настя. — На следующем занятии я призналась, что считаю себя ужасной матерью. Тогда психолог попросил составить список базовых вещей, которые я делаю для ребенка: кормлю, мою, читаю, играю, гуляю, — и сказал, что этого уже достаточно, чтобы быть хорошей мамой. Дома я перечитывала и дополняла этот список. Это помогло. До сих пор в моменты кризиса я мысленно составляю такие списки”. 

Еще психологи ИРСУ помогли понять, как быть с криками Зарины.

“Я стала мягче реагировать, старалась проговаривать ее чувства: сейчас ты голодная, а сейчас тебе страшно. У меня не было внутренней веры, что Зарина меня понимает, но я продолжала с ней постоянно говорить”, — вспоминает Настя. Стало легче. 

Параллельно полным ходом шла реабилитация Зарины. Настя неделями лежала с дочкой в больницах. Многие проблемы со здоровьем удалось устранить, а некоторые диагнозы отпали сами собой. “Я скептик, всегда считала фразу “вылечить любовью” бредовой, — говорит Настя. — Но иногда это действительно работает”. 

У вас мальчик!

Про то, чтобы усыновить второго ребенка, Настя с мужем не думали. Но через полтора года после того, как в семье появилась Зарина, Насте позвонили из Смоленска: есть подходящий мальчик трех месяцев, вторая группа здоровья. Та самая женщина из опеки помогла быстро собрать нужные документы. И Настя с мужем поехали в Смоленск — знакомиться.

На этот раз все было совсем по-другому. Приветливая опека – сотрудники даже вышли на работу в свой выходной. Никаких халатов или бахил надеть не просили: просто проводили в палату, вынесли ребенка. И оставили одних. “Дима был как камень: абсолютно неподвижный, сжатые кулачки… Мы пробыли вместе минут десять, но решения принять не смогли”, — рассказывает Настя. 

Они с мужем стали регулярно навещать Диму. “Мне все казалось подозрительным: почему в детском доме так тихо, хотя здесь живут 80 малышей? Почему нас отпускают гулять с коляской одних вне территории? Почему Дима такой вялый? Почему замирает, когда я беру его на руки?” — делится Настя. Специалисты, с которыми Настя советовалась, говорили: для малыша, не знавшего мамы, это нормальная реакция. В детском доме показывали результаты диспансеризации: ребенок практически здоров. “Муж сказал: надо забирать”, — говорит Настя. Через месяц Дима приехал домой, где его с нетерпением ждала старшая сестра.

Фото: семейный архив

Восьмое чудо света

Почти сразу Настя с Димой отправились на стандартный осмотр в поликлинику. Всех врачей прошли “на ура”, а вот в кабинете невролога начались неприятные сюрпризы. Как из ящика Пандоры, посыпались все новые и новые вероятные диагнозы. Вторая группа здоровья превратилась в пятую. “Прогнозы были самые страшные, — говорит Настя. — Все вечера проходили за штудированием информации по каждому новому диагнозу. Все это время я находилась в глубоком ступоре”. 

 Впадать в депрессию, вспоминает Настя, времени не было: нужно было бесконечно ходить по врачам с Димой, да еще и заниматься с Зариной. Зарина, конечно, ревновала родителей к младшему брату, но тут очень помог муж Насти: он проводил с дочкой много времени, поэтому недостатка внимания Зарина не испытывала.

Однажды Насте попалась в руки книга “Затаенная боль”: в ней французский психоаналитик рассказывает о своем опыте работы с совсем маленькими детьми. “Странная идея — беседовать с полугодовалым малышом, — рассказывает Настя. — Но я говорила Диме, что не брошу его, что он может мне доверять, но мне нужна его помощь. Не знаю, что в итоге сработало. Но вскоре часть диагнозов была снята, он начал ходить, а через некоторое время и заговорил — вопреки всем прогнозам Для меня это было как восьмое чудо света!»

Проблем с поведением тоже хватало. Бывало всякое – но Настя училась лучше понимать Диму и спокойнее относиться к косым взглядам и осуждению окружающих. А еще — отпускать ситуацию: иногда, если ты ничего не можешь сделать прямо сейчас, нужно просто запастись терпением.  

Я стала другой

Сейчас Диме шесть с половиной лет, Зарине — девять. Сложностей хватает, но хорошего — гораздо больше, говорит Настя. “Дима — невероятно теплый и любящий ребенок. Он делает мне комплименты, а если утром я сплю — прикрывает дверь, чтобы не мешать. Помогает по дому. Обожает нашу кошку. А еще у него самый заразительный в мире смех!”

 Дима ходит на подготовку к школе, любит кататься на велосипеде и скейтборде. Правда, по развитию пока отстает от сверстников, но Настя верит: все впереди!

Зарина любит петь, и Дима — ее самый преданный слушатель. Играет на фортепиано, и с занятий всегда приносит две конфеты: себе и брату. Зарина обожает собак. Мечтает стать ветеринаром, когда вырастет, а пока умоляет Настю завести собаку — обещает гулять с ней самостоятельно. Много читает: перечитала уже всю домашнюю библиотеку. Как и любой современный ребенок, любит играть в гаджеты, болтает по видеозвонкам с подружками. 

“С Зариной у нас непростые отношения, — рассказывает Настя. — Как и в любой семье, бывают срывы и приходится начинать все сначала. Но мы с дочкой прошли огромный путь. Думаю, про навыки управления эмоциями Зарина может рассказать больше, чем среднестатический взрослый. Еще Зарина очень разговорчивая: может вещать буквально в режиме радио. Тут у нас в семье баланс: с Димой-то были опасения, что он не заговорит вообще”. 

Жизнь Насти с появлением детей стала совсем другой. “Правду говорят: дети — лучшие мотиваторы.  У меня кардинально изменились жизненные и духовные ориентиры. Я научилась быть сильной, смелой и решительной там, где это необходимо. Научилась просить о помощи и позволять себе быть слабой. Научилась отстаивать границы. Учусь принятию и терпению, учусь не сравнивать свой опыт с опытом других. Научилась слушать себя и понимать, чего хочу. Начала водить машину. Купила квартиру, хотя раньше это казалось нереальным. Развелась с мужем: это никак не связано с приемным родительством, просто наши отношения подошли к концу. Он остается для детей прекрасным любящим папой, они часто видятся”, — рассказывает Настя.

А еще Настя получила второе образование и стала нейропсихологом. Говорит, что всегда об этом мечтала, но не верила в свои силы. А во время многочисленных походов по специалистам поняла: ей это по плечу. Сейчас понемногу набирает практику, занимаясь нейрокоррекцией с особенными детьми. 

У Насти есть несколько советов для будущих приемных родителей.

  •  Во время адаптации постарайтесь представить себя на месте ребенка: как бы вы себя чувствовали, если бы вас внезапно разлучили со всем, что вас окружало, и перевезли в незнакомую страну? Примерно так себя чувствует и ребенок из детского дома. Мы думаем, что он только обретает, но ведь он и теряет: знакомую обстановку, игрушки, окружение — в общем, целый мир!
  • Не стесняйтесь просить помощи — сразу, не дожидаясь выгорания. 
  • Говорите обо всем, что вас беспокоит — с близкими, друзьями, психологом.
  • Не бойтесь быть неидеальным. 
  • Верьте в себя и в ребенка и не опускайте руки!

Автор: Надежда Фетисова

Текст
Надежда Фетисова
Вам понравилась публикация?

Помогите нам продолжать разговор о преодолении сиротства в России. ИРСУ работает благодаря пожертвованиям сторонников

Рекомендуем

Что еще почитать и посмотреть? Смотрите нашу подборку полезных материалов

Как можно помочь ИРСУ

Даже небольшие, но регулярные пожертвования делают нас устойчивее и помогают планировать работу. Мы нуждаемся в ваших поддержке и доверии

Создайте благотворительный сбор в пользу ИРСУ. Помогите нам помогать приемным семьям. Преодолеть сиротство в России можно только вместе

Поддержите обучение специалистов и работу проекта Всеобуч в Вашем регионе

Ведете ШПР?
Приходите на тренинг тренеров ШПР в ИРСУ, чтобы повысить свою квалификацию. Начало 11 апреля